курсы валют | 21.11.2024 | |||
1 | Доллар США | 100.2192 | 0.184 | |
1 | Евро | 105.8090 | 0.075 | |
Промышленный комплекс нашего города за последние десять лет претерпел значительные изменения. О том, что сейчас происходит в этой сфере, мы поговорили с Председателем Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Администрации Санкт-Петербурга Владимиром Викторовичем Бланком.
ПВ: Владимир Викторович, как вы прокомментируете предложение Правительства РФ поднять цены на энергоресурсы на 15%?
- Если бы мы действительно были конкурентоспособны или оставили государственную монополию в энергетике, тогда переход на мировые цены был бы оправдан. Но в этом направлении практически ничего не сделано. Реформы РАО ЕЭС как не было, так и нет. Что из того, что «Ленэнерго» разделили на несколько компаний? Они как управлялись, так и управляются, и проблемы в работе с ними остаются. Более того, если раньше было понятно, кто за что отвечает, то сейчас потребитель долго ломает голову, кто виноват - сетевая компания или сбытовая? Четкого механизма взаимодействия всей этой конструкции, к сожалению, не вижу.
ПВ: Как это повышение цен может повлиять на российскую промышленность?
- Сложно представить, ведь, с одной стороны, у нас огромная энергоемкость производства, мы тратим в разы больше, чем в развитых странах. С другой - в России до сих пор сохраняется система перекрестного субсидирования по энерготарифам, когда промышленность платит за население. Снять перекрестное субсидирование можно, но тогда мы должны пересмотреть бюджет, запланировав деньги на компенсацию. В противном случае каковы будут социальные последствия, даже не берусь предположить, но то, что неприятнее, чем пресловутая монетизация, - точно! Безусловно, в долгосрочной перспективе переходить на мировые цены придется. Но для этого необходимы четкие программы и хорошая аналитика. Пока у нас «переход» происходит по следующему сценарию - подняли на 20% цену на газ, а затем возмущаются: почему в регионах цены на энергоресурсы и коммунальные услуги выросли больше, чем «разрешено»? Получается, на федеральном уровне одна политика, в регионах совершенно другая. Если мы принимаем подобные решения, необходимо пересмотреть всю систему оплаты электроэнергии, воды и газа для населения. А для того, чтобы оно адекватно восприняло ситуацию, нужно будет увеличить пенсии и зарплаты, чтобы они были намного выше прожиточного минимума, представляющего сегодня смехотворную сумму. В данный момент предложение по увеличению тарифов выглядит не как комплекс мер, а как какая-то отдельная мысль, вырванная из контекста. В таком виде реализовывать ее нельзя - грянут негативные последствия.
ПВ: Какие инвестиционные проекты в Петербурге, на ваш взгляд, наиболее продвинуты, чем можно гордиться?
- В последние годы в городе идет формирование принципиально новой промышленности, соответствующей западным стандартам. Благодаря российским и иностранным инвестициям в Петербурге строятся современные заводы таких известных автоконцернов, как Toyota и General Motors, подписано соглашение о строительстве завода фирмы Nissan. Учитывая тот факт, что в городе уже несколько лет выпускают автобусы «Скания», а совсем рядом - во Всеволожске - собирают «Форд-фокус», можно говорить, что Санкт-Петербург становится российским Детройтом. Создание новых производств способствует появлению большого объема работы для местных поставщиков, привнося в промышленность города, с одной стороны, западную культуру во всех смыслах и с другой- увеличиывая спрос на поставки. Автосборочные производства нуждаются в металле, пластмассе, стекле - в том, что сегодня может производить промышленность Петербурга. Поэтому к самым серьезным проектам можно отнести все, что связано с автопромом. Эта отрасль промышленности, а вернее - кластер, еще 10 лет назад в нашем городе не была представлена. Как и другая, которая последнее время тоже активно развивается - производство современной бытовой техники. Это - строительство заводов Elcoteq (производство телекоммуникационного оборудования) и завода по производству бытовой техники Bosch и Siemens. Они уже сегодня создают новые условия для работы промышленности, потому что приход мировых брендов автоматически заставляет соответствовать более высокому уровню. Это абсолютно новая тенденция в развитии промышленного сектора Санкт-Петербурга, во многом уникальная для России, потому что почти из полутора миллиардов рублей иностранных инвестиций в прошлом году 67% пришлись на промышленность. В этом году показатель будет примерно таким же.
ПВ: Не произойдет ли постепенное превращение Петербурга в огромный «сборочный узел»? В России много изобретений, которые при вложении средств могут принести большой доход. Есть ли инвестиционные предложения в сфере высоких технологий?
- Сейчас нам надо расставлять приоритеты и зарабатывать деньги, хотя бы столько, чтобы не проедать существующее хозяйство, - до сих пор мы использовали то, что оставили предыдущие поколения. Если абстрактно посмотреть на Санкт-Петербург как на предприятие и примерно оценить его: стоимость дорог, инженерной инфраструктуры, системы транспорта, всех систем обеспечения то окажется, что для того чтобы этот организм жил, развивался и сам себя воспроизводил, валовый региональный продукт должен быть значительно больше 800 миллиардов рублей. В 2003 году он был равен примерно 430 миллиардам.
Пятнадцать лет не было вложений в энергетику города, и сегодня необходимая сумма составляет 50-60, а то и 70 миллиардов рублей. Содержать город при существующих темпах роста экономики мы сможем лишь начиная с 2008-2009 года, когда выйдем на средний уровень доходов населения - около 16-17 тысяч рублей в месяц. Для решения этих задач Правительство города активно работает с крупными инвесторами и налогоплательщиками. А развитие высоких технологий, конечно, необходимо, и можно сколько угодно заниматься выращиванием новых Биллов Гейтсов, но если в городе не будет элементарных условий для работы, они просто уйдут...
ПВ: Что вас особенно огорчает в нынешнем положении городского промышленного комплекса?
- Беспокоит мотивация крупных собственников. Я могу привести только один пример. Когда собираются промышленники, мы не говорим о новых продуктах, о новых технологиях, о работе с правительством... Директоров больше волнует, почем будет аренда недвижимости, которой они владеют. С руководителями крупных предприятий в основном обсуждаются налоги и платежи, их волнует именно это. На предприятиях чуть поменьше, где собственники и менеджеры поближе к производству, мы уже обсуждаем, что планируется производить, какое оборудование приобрести, как продвинуть продукцию на другие рынки, получить заказы монополистов. Чувствуете разницу? Нередко собственники крупных предприятий рассматривают свои владения прежде всего как объект недвижимости, пригодный для сдачи в аренду, что меня чрезвычайно беспокоит. Тревожит их неамбициозность, слабая мотивированность бороться, сделать что-то новое, выпустить конкурентоспособную продукцию. Всегда и везде все достижения в промышленности, которые были, есть и будут, происходят только потому, что кто-то был в этом лично заинтересован. Я не имею в виду деньги - речь идет о стремлении быть первым или лучшим. У нас очень много проектов, но очень мало людей, которые хотят быть «номером один» или не хуже. И это, конечно, заставляет задуматься...
ПВ: Но какая-то положительная тенденция есть?
- Конечно, об этом редко говорят, но в 1997 году уровень промышленного производства в Санкт-Петербурге составлял чуть больше 42% от уровня 1990 года. Я могу напомнить, что во времена Великой депрессии Америка потеряла 25% экономики, Германия во время Второй мировой войны потеряла 50% экономики, а у нас 58% улетело в никуда! Ситуация в России, Петербурге была хуже, чем у страны, которую бомбили! В период с 1999 по 2005 год промышленное производство в городе выросло в 2,1 раза, а в среднем по России - более чем в 1,4 раза.
ПВ: Автопром и бытовая техника - главная и единственная гордость?
- Эти два сектора сегодня только формируются, создавая «новую промышленность». Есть неплохие достижения в области судостроения - по итогам первого квартала 2006 года темпы роста выпуска продукции составилили 27% к аналогичному периоду прошлого года. А мае судостроители спустили на воду и сдали целый ряд крупных заказов. Что касается пищевой промышленности, то особенно приятно, что петербургские бренды становятся федеральными и работают на всей территории страны.
ПВ: Развитие судостроения идет в основном за счет государственного заказа? Насколько эта отрасль конкурентоспобсона?
- Нет, не только. Яркий пример - «мостовая серия» из 6 крупных танкеров-продуктовозов, строящаяся в последние годы на «Адмиралтейских верфях» для ОАО «Совкомфлота». За исключением строительства ледоколов и судов специального назначения наши верфи имеют частные заказы вплоть до 2008-2010-го года. Петербургские судоверфи могут строить первоклассные суда, но не массово. В массовом гражданском судостроении мы существенно проигрываем нашим конкурентам из Юго-Восточной Азии и других стран по стоимости и производительности труда. Стандартные танкеры, типовые суда - не наш продукт, их дешевле покупать у других производителей. Мы конкурентоспособны при строительстве гражданских судов специального назначения, а также в области военного судостроения. В общем, чем сложнее судно, тем больше у нас шансов получить этот заказ.
ПВ: От представителей малого бизнес много нареканий в адрес власти, что в последние два года стало намного тяжелей вести дело... Как вы прокомментируете ситуацию?
- Если посмотреть на реальную структуру занятости в малом бизнесе, то 50% приходится на торговлю, 20% на промышленность и примерно столько же на общепит и т.д. Почему-то, когда говорят о малом бизнесе, его ассоциируют с ларечной продажей, и существует устоявшееся мнение, что это самый большой сектор. Основная его проблема состоит во внутренней конкуренции, и власть здесь ни при чем. За последние пять лет, и особенно за последние два года конкуренция обострилась - в Петербурге появился миллион квадратных метров новых торговых площадей. Если пять лет назад крупная торговля занимала 25% в общем товарообороте, то сегодня уже более 50%, и ее доля стремительно растет. А ларечная торговля проигрывает. Один пример: в окрестностях Балтийского вокзала открылась одна «Лента», и теперь почти на всех близлежащих киосках висит объявление: «Продам ларек». Это не вопрос взаимоотношений власти и бизнеса. Безусловно, есть проблемы, связанные с государственным регулированием, с административными барьерами, но если говорить о долгосрочных тенденциях в малом бизнесе, то первая состоит в том, что сегодня в этой сфере могут оставаться только те, кто имеет какие-то неоспоримые преимущества. Сложившаяся ситуация воспринимается как серьезная проблема потому, что очень сильно упали доходы у основной части людей, занимающихся малым предпринимательством, бизнесменов.
ПВ: Вы бываете за границей, что вам, как чиновнику, хотелось бы привнести в систему управления Петербурга?
- Там очень жестко регламентирован вопрос информирования людей о том, кто и чем занимается в городском руководстве. Благодаря этому удается решить огромное количество проблем и сэкономить массу времени, как населения, так и чиновников.
ПВ: Ваши пожелания читателям нашего журнала - руководителям предприятий?
- Я знаком со многими руководителями, и подавляющее большинство - люди объективно достойные, лучшие, особенно директора крупных предприятий. Они выжили в тяжелейших условиях 90-х годов, и это наложило такой отпечаток, что при сегодняшних возможностях за что они ни возьмутся, будут первыми. Но, к сожалению, среди них очень мало тех, кто ставит перед собой большие цели, соответствующие их потенциалу. Основная проблема промышленной элиты России состоит в том, что очень немногие хотят быть первыми - в стране, в Европе, в мире. Наша страна займет достойное место среди мировых лидеров только тогда, когда таких людей будет много. Желаю нашим промышленникам стремиться быть первыми в своем деле!
Беседовала Марианна Николина