Григорий Двас: «Федеральной промышленной политики нет...»

Николина Марианна Статьи - Промышленность
Печать

Вице-губернатор, председатель Комитета экономического развития Ленинградской области Григорий Двас курирует множество направлений, касающихся промышленности. С ним мы встретились, чтобы поговорить о том, что происходит в подконтрольной ему сфере...

ПВ: Григорий Викторович, в каких инвесторах нуждается сегодня Ленинградская область?

- Я могу представить только свою точку зрения: в данный момент инвесторами недооценена такая отрасль, как туризм, но не могу сказать, что мы ждем, чтобы у нас открылось предприятие какой-то конкретной отрасли, будь то перерабатывающее производство, молочный завод или машиностроение. Промышленная политика не может формироваться и реализовываться на уровне субъекта федерации по одной причине - у субъекта федерации нет никаких целей в этом вопросе. Пример, который я всегда привожу: мне совершенно не нужно судостроение, поскольку у меня нет собственного военно-морского флота, соответственно мне абсолютно все равно, какую отрасль будет развивать инвестор - судостроительную, приборостроительную или легкую промышленность. Главное, чтобы были рабочие места и налоги, а судостроение необходимо федеральному правительству. Вся федеральная промышленная и агропромышленная политика должна формироваться на федеральном уровне, а потом уже трансформироваться на региональном - в конкретные задачи, что и как нужно делать в каждом конкретном регионе. Если этого нет, то никаких задач и не возникает по поводу того, что нужно произвести и в каком объеме.

ПВ: Какое количество инвестиционных проектов было заявлено, а потом их реализация затормозилась?

- Очень много, и причины разные. Иногда для западных компаний это своеобразная форма проведения маркетинга. Как правило, из всех переговоров практической реализацией заканчивается 3-4%, и это надо принимать как факт, данность.

ПВ: Вы активно привлекаете инвесторов?

- Не могу сказать, что мы ведем активную работу в этом направлении и забрасываем потенциальных инвесторов письмами. Надо бы, хотя это очень сложно и требует колоссальных затрат времени, сил и средств.

ПВ: Китайские инвесторы проявляют интерес к Ленобласти?

- Очень осторожный, я бы сказал, зарождающийся интерес. Особой активности нет, но переговоры по поводу производства бытовой техники мы ведем.

ПВ: Это перспективно, на ваш взгляд? К качеству китайской продукции у нашего потребителя традиционно много нареканий.

- Качество великолепное, дело в том, что товары, произведенные в Китае, делятся на две категории. Одна та, где написано, что это «Made in Chine», а вторая, на которой такой надписи нет. Разница между этими товарами коллосальная.

ПВ: Какие лучше?

- В Китае существует очень жесткая система экспорта, который носит различительный характер, и предприятия должны выполнить громадное количество требований, чтобы получить разрешение поставить на свой товар «Made in Chine». Потому можно быть уверенным, что он будет хорошего качества, а если говорить про бытовую технику, то соответствующего той марке, под которой она выпускается. «Sony» и «Panasonic» собранные в Китае, абсолютно ничем не отличаются от произведенных в другой стране. В США, например, нет ни одного завода по производству телевизоров, в основном продукция из Сингапура, Таиланда, Китая, и американцы по этому поводу не переживают.

ПВ: Какие страны-инвесторы ведут себя в области активнее прочих?

- Такой статистики у нас нет. Могу лишь сказать, что мы открыты для всех.

ПВ: Есть ли какая-то проблема, объединяющая промышленные предприятия области? С чем к вам обращаются?

- К сожалению, для абсолютного большинства территориальных органов федеральных служб процесс гораздо важнее, чем результат. Им нравится формалистичный подход в решении вопросов, что приводит к остановке самых правильных и передовых идей и проектов. Причем это является наиболее характерным признаком работы практически всех территориальных органов власти. Это основная проблема.

ПВ: Спустя время, как оценивают качество автомобилей «Ford» местного производства?

- Последние несколько кварталов «Форд-Всеволожск» стабильно занимает первое место по качеству среди заводов «Форда» по всему миру. Недавно я был на спуске с конвейера 100 000-ного «Форда» и обратил внимание, что у них на предприятии есть Доска капсоревнования. Раньше было соцсоревнование, а теперь, наверное, капиталистическое соревнование (смеется). На «Катерпиллар», «Филипп Морис» тоже отмечают работников - лучший по смене, лучший по профессии, главный по рационализаторству. Интересно, что зарубежные компании очень высоко оценивают создание корпоративного духа таким образом.

ПВ: Значит, наш «Ford» можно покупать. А вы лично когда-нибудь предпринимали какой-нибудь рационализаторский шаг и какой?

- Да, когда в 1996 году возглавил Экономическую службу Правительства Ленобласти, я выполнил достаточно серьезный анализ с использованием научных методов и подходов и доказал, что в Ленинградской области необходимо снизить налог на прибыль на 4%. Финансисты были категорически против, но в результате через полгода признали - началось увеличение поступлений налога на прибыль, несмотря на то, что ставку снизили. На самом деле ничего от себя я не привносил, это было лишь четкое применение методов и знаний, которые уже существуют, но для Ленинградской области это было определенным новаторством.

ПВ: Ваша инициатива влияет на развитие малого бизнеса?

- Сейчас нет, потому что с того времени система налогообложения изменилась, но мы проводили очень широкие и серьезные консультации с отраслевыми объединениями и предпринимателями, например с Ассоциацией хлебопеков, территориальными объединениями в районах по налоговым вопросам, и пока жалоб на то, что налог на прибыль чрезмерный, нам не поступает.

ПВ: Были ли предложения от западных инвесторов по созданию предприятий по переработке мусора?

- Это происходит довольно регулярно, но, к сожалению, ничем не заканчивается.

ПВ: Что, на ваш взгляд, их останавливает?

- Любые технологии по переработке отходов с экономической точки зрения могут быть нормально реализованы только тогда, когда практикуются достаточно высокие соответствующие тарифы для населения. Если бы население платило, например, 50 рублей с человека в месяц, то в этом случае строительство заводов по переработке мусора было бы рентабельно и проблемы с отходами уже не существовало бы. Однако сегодня население платит в три раза меньше, и реализация проекта экономически неэффективна, хотя предложений при том, что нет никаких государственных гарантий, достаточно много. Единственное условие, которое выдвигают инвесторы, - установление экономически обоснованных тарифов на переработку, но, к сожалению, сегодня те, кто отвечает за установление тарифов, считают такое предложение неприемлемым.

ПВ: Есть ли необычные инвестиционные предложения, которые откровенно удивляют?

- Да, например предприниматель из штата Мэриленд, США, хочет развивать производство конской сбруи. Он считает, что это очень перспективно для России, а Ленинградская область просто идеально для этого подходит.

ПВ: Параллельно основной работе вы занимаетесь наукой и преподаете. Как решились на это при такой занятости?

- В какой-то момент, судя по собственному комитету, я заметил, что кадровый состав Правительства Ленинградской области явно не соответствует требованиям и задачам, которые он должен решать, и происходит это из-за того, что в основном там работают люди, не имеющие базового специального образования государственного управления. Ситуация была очень тяжелой, потому что и преподавателей государственного муниципального управления в Инженерно-экономической академии, где я преподаю, практически не было. Официально они числились, но это были выходцы из бывших преподавателей научного коммунизма, политэкономии социализма, экономгеографы. Я понял, что если не пойду преподавать, то ситуация станет совсем бесперспективной. Еще один аспект - я преподаю региональную экономику, государственное и муниципальное управление и государственное регулирование экономики. Это «живые дисциплины», быстро меняющиеся - постоянно меняется законодательство, появляются какие-то новые теоретические наработки, и это заставляет меня изучать смежные вопросы непосредственно по своему профилю работы, что очень полезно.

ПВ: Вам приходится встречаться с молодыми управленцами нового поколения, как вы их оцениваете?

- Я пришел к выводу, что и среди сотрудников правительства, и среди управленцев на предприятиях, включая высший менеджмент, возраст оказывается фактором, мало влияющим на эффективность работы. Есть люди пенсионного возраста, которые прекрасно ориентируются в ситуации и могут дать форы молодежи, а есть молодые, которые никогда не были лидерами в управлении.

ПВ: Ваш комментарий по поводу такого нового для Росси явления, как рэйдеры?

- В России для него больше благоприятных условий, но это связано не с тем, что у нас плохое законодательство или что-то еще не так. Причина в том, что в процессе становления бизнеса правила игры менялись часто и серьезно, и требования были очень разными. В результате у многих компаний возникли проблемы с оформлением своих прав на объекты имущества и неимущественные права, и естественно, когда не вполне добросовестные люди видят, что что-то «плохо лежит», у них возникает желание это отобрать.

ПВ: Активно ли скупаются земли в Ленинградской области?

- Примерно 10% земель являются объектом интереса, вне зависимости от целей, для которых они приобретаются. Из них, по нашим данным, не более 10% покупаются под конкретные проекты.

ПВ: За время вашей работы в Правительстве Ленинградской области промышленная политика на государственном уровне стала более рациональной?

- Ее как не было, так и нет. О промышленной политике можно говорить, когда государство укрепляет экономическую безопасность. Например, если для продовольственной безопасности государства должно быть не более 30% импорта продуктов из всех потребляемых в стране, то исходя из этой цифры определяется, сколько и чего надо производить, и принимать конкретные меры. Этого, к сожалению нет.

ПВ: Есть ли какие-то ожидания от предстоящего саммита в Петербурге?

- Конкретно они связаны с тем, что на нем будет обсуждаться проблема энергетической безопасности, и эксперты, которые готовят саммит, пообещали включить и такой проект, как прокладка кабеля от ЛАЭС в Финляндию. Для нас он очень важен. Любой всплеск интереса к Петербургу способствует повышению узнаваемости и внимания, в том числе и к Ленинградской области, это происходит всегда, думаю, что так будет и на этот раз.

Беседовала Марианна Николина